Выставка художника Мая Митурича "Петрографика из Хуштада"

Выставка художника Мая Митурича "Петрографика из Хуштада"
17.03.2014

Выставка художника Мая Митурича "Петрографика из Хуштада"

      Петрографика как первый опыт изобразительного искусства в Дагестане распространена была с древнейших времен. Изображения, знакомые по наскальным рисункам, трансформировались, видоизменялись, усложнялись или упрощались, накладывались и «заглушали» друг друга, через тысячелетия перекочевывали на стены средневековых архитектурных строений, включались далее в орнаментику надмогильных стел и узоры ковров предгорного и высокогорного Дагестана. Основной изобразительный ряд – это прямые ассоциации главных забот и тревог человечества – жизни и смерти, материнства и рождения, пропитания и выживания. 
      Вниманию зрителей был представлен 61 лист. На каждом листе с предельной точностью воспроизведены петрографические композиции на камнях, расположенных в кладке фасадов домов селений Хуштада и Саситли (ныне Цумадинский район Дагестана). Все работы выполнены на плотной бумаге в технике черная тушь, белила, карандаш и датируются 1951 годом. Судя по записям художника на обороте листа, где указаны точный размер камня, описание изображенных знаков, место расположения объекта, эта работа производилась в исследовательских целях . 
      Работы Мая Митурича, выставляемые в этноцентре, условно можно поделить на три группы. Первая воспроизводит изображения со стены дома в Хуштаде, вторая – со стены мечети в том же селе, третья – саситлинский цикл. "Все изображения носят сугубо условный схематичный характер, среди них мы выделяем серию так называемых криптограмм – обведенных в рамку знаков и изображений со стены мечети. Основная же масса камней имеет либо незаконченные композиции, либо одиночные изображения знака, модели, медальона. Среди данных работ нет ни одного повторяющегося изображения. Многовариативно исполнены солярные знаки, круги, кресты, звезда, лабиринты, зигзаги и волны, розетки. Множество зооморфных мотивов – изображений отдельных животных и сцен охоты. Весьма оригинальны антропоморфные мотивы – всадники, человек в движении - и особенно графические абракадабры, как будто бы "играющие" в буквы". Представленные работы воспроизводят следы утраченной древней культуры и в то же время имеют ценность как самостоятельный художественный объект. "Мы свидетели бесчисленных примеров того, что традиционная культура была немыслима без разного рода художественных интерпретаций, через которые проходит нить родства. Человек традиции не мыслил себя, свой быт, окружение пустым, ибо пустота в его понимании - хаос. Стремление украшать, заполнять облекалось в особые художественно-изобразительные формы, а в Дагестане обрело еще и свою стилизацию". Сохранились ли дома, в которых Май Митурич делал зарисовки полвека назад, организаторы выставки не знают. Мы можем лишь быть благодарными ему за ту работу, что он проделал, сохранив частицу особого, сакрального и, к сожалению, уже ушедшего мира для нас - последующих поколений. 
      Дочь художника Вера Митурич-Хлебникова, узнав о готовящейся выставке, предложила в дар Дагестанскому государственному объединенному музею шесть работ Мая Митурича из дагестанского периода. Это виды села Хуштада и парный женский портрет "Богулалка в женском костюме, с. Хуштада". Все шесть работ также вошли в экспозицию выставки.

← Назад к списку новостей