Выставка "Забраб. Зарбафт"

Выставка "Забраб. Зарбафт"
31.07.2013

Выставка "Забраб. Зарбафт"

      Поддержать Патимат Канаеву собрались знакомые, родственники, односельчане, в традиционных нарядах женщины и мужчины танцевали кубачинские народные танцы. Одна из участниц – коллега автора кубачинка Манаба Шахаева рассказала журналистам, что подругу поддержать пришли всем коллективом. На голове самой женщины старинный шарф, возраст которого она определяет в 50 или 60 лет, вышивка на нем ручная. 
      Композиции представляют собой смелую и высокохудожественную трансформацию древних вещей и традиций, ими порожденных, в совершенно новые произведения искусства со своей новой историей, новой традицией. Природная рачительность вкупе с прекрасным вкусом позволяли кубачинкам порой из малого делать роскошные, неповторимые наряды. Но это было давно, возможно, закончилось в прошлом веке, а кусочки «драгоценных» тканей продолжали хранить в сундуках многие кубачинки. «Одним из ценностей в горах, особенно в Кубачи, было не золото, а кусочки тканей, вышитые золотом и серебром, которые привозились из заморских стран мастерами-кубачинцами в 18-19 вв., - говорит куратор выставки, директор Первой галереи Джамиля Дагирова. – Женщины, сшив наряды из этой ткани, кусочки не выбрасывали. Они со временем превращались в своеобразные монеты, которые дарили на свадьбах, торжествах или поминках. И так эти кусочки делали не один исторический круг и становились бесценными. Порой за один кусочек забраба могли дать корову». 
      В семье Канаевых лоскутков оказалось много – от нескольких поколений, и само их наличие напомнило о том, как предки сшивали их в одеяла, подушки, покрывала. И Патимат Канаева, желая как-то это сохранить, сделала из них картины. Получилось необыкновенно красиво, трогательно и «по-старинному». «Старинную ткань с серебром кубачинцы называли «забраб», у других дагестанских народов, в частности предгорного и горного Дагестана, эту ткань называли «зарбафт»... но были и «зензель махмар», «дарай», «пуруж»... Лоскуты старинных заморских тканей, столь любимых дагестанцами – это не просто куски полотна, они свидетели событий и судеб не одного поколения дагестанцев», - признается директор Первой галереи. (Зарбафт – золотая или серебряная ткань с шелковыми, серебряными и золотыми узорами. Название ее происходит от персидского «зар» - золото и «бафт» - ткань и указывает на вывоз ее из Персии. Такие ткани тонкой выделки славились в XII в. Чухта – головной убор – прямоугольная белая хлопковая ткань, на которую нашивались лоскутки из парчи или других тканей, завязывалась на голову под каз и тем самым удерживала его, делая образ кубачинки законченным и аккуратным. Ни один волосок не выбивался из-под головного убора, что соответствовало строгим нормам, существовавшим в селе. Каз – национальный головной убор кубачинки из белой ткани (в основном маркизет), вышитый золотой или шелковой нитью.)  
       Патимат Канаева родом из аула Кубачи, родилась в 1954 году в г. Дальнем, в КНР, в семье военнослужащего. В доме девочки всегда царила атмосфера уважения к традициям и бережного отношения к вещам, передаваемым из поколения в поколение. «Мама долгие годы бережно хранила старинные кусочки ткани. Взяв из груды лоскутков любой на выбор, она могла рассказать длинную и увлекательную историю о человеке, от которого пришел лоскут, – рассказывает автор Патимат Канаева. - К сожалению, обычай носить чухту в Кубачи ушел в прошлое и каз стали носить без него, удерживая на голове с помощью невидимок. Кусочки перестали раздавать на поминках и свадьбах. У нас не принято выкидывать что-то, и когда я пришла к своей знаменитой тете, всем нам известной кубачинке, заслуженному художнику Российской Федерации Манабе Магомедовой с этими ценными кусочками тканей и спросила, что мне с этим делать, она посоветовала: «Попробуй сделать аппликации». 
      По словам Джамили Дагировой, с самого начала было решено, что эти работы будут напоминать в основном чухту, а две из них сделаны с использованием настоящих головных уборов. «Картины выполнены в технике тканевой аппликации, местами есть вышивка. Кроме ткани применены кораллы, жемчуг, кусочки старинных серебряных поделок, фрагменты цепочек. Особенно интересны использованные в композициях кусочки золоченой бахромы, которую обычно подшивают для отвисания каза в его конец. Интересно, что рамы большинства работ являются как бы продолжением композиции. и оформлены тканями, покрашены в тон материала». 
      Будучи по профессии врачом-психотерапевтом, Патимат была удивлена, когда специалисты оценили ее работы и посчитали, что они будут интересны для публики. Видимо, заговорили гены творчества, которые у кубачинцев в крови. Выставка длилась до 5 августа.

_Zabrab._Zarbaft_1 под.jpg   _Zabrab._Zarbaft_2 п.jpg

← Назад к списку новостей