Кубачинское искусство

05.11.2013

Кубачинское искусство

        Истоки кубачинского искусства уходят в глубокую древность. По свидетельствам исследователей и результатам археологических раскопок установлено, что исторические корни художественной обработки металла в Дагестане уходят в медно-бронзовый век IV-III тыс. до н.э. Литые бронзовые фигуры животных и людей, медные тяжелые височные кольца, браслеты, подвески, найденные археологами, говорят о распространении технологии бронзового литья и ковки в Дагестане. Высокий уровень развития технологии литья и ковки медной и бронзовой утвари, ее художественное совершенство способствовали выделению металлообработки в отдельную отрасль.

       В середине I тыс. до н.э. в горном Дагестане достигло совершенства бронзовое литье. Подтверждением этому является антропоморфная и зооморфная (анималистическая) скульптура малых форм. Основная масса таких статуэток обнаружена в местах культовых сооружений.

Как отмечают исследователи, в эпоху средневековья искусство Дагестана достигло высокого уровня художественной обработки металла. В этот период пластического совершенства достигает литейное искусство кубачинцев в изготовлении бронзовых котлов открытого и закрытого типов. На рельефах многих изделий встречаются богато, с большим мастерством отделанные изображения животных, птиц, крылатых грифонов, барсов, геральдические сцены со львами, воины-всадники, растительные орнаменты и арабские надписи.

Особое место в искусстве кубачинцев занимало производство медночеканной посуды. В основном ассортимент этих изделий составляли большие водоносные кувшины-водолеи, маленькие кувшины, различная кухонная утварь, а также большие медные подносы с крупным растительным орнаментом.

Наиболее ярко талант кубачинских мастеров проявился в художественной обработке металла. В первую очередь в производстве и декоративной отделке холодного и огнестрельного оружия: кинжалов, сабель, шашек, пистолетов, ружей. 

      Амузгинские и харбукские кузнецы поставляли свою продукцию кубачинским мастерам для художественной отделки, которые славились высоким качеством технической обработки и совершенством художественного исполнения. Изделия кубачинских мастеров, богато отделанные серебром с чернью, глубокой гравировкой, позолотой, резной слоновой костью, золотой насечкой, эмалью с различными видами растительного орнамента, имели большой спрос и сбыт не только в Дагестане, но и на Кавказе, в России и за рубежом
Кубачинцы являются также непревзойденными мастерами в ювелирном искусстве.

Ассортимент ювелирных изделий кубачинских мастеров на протяжении многих лет был самым разнообразным. Большую группу составляли различные женские украшения (свадебные пояса, серьги, височные кольца и т.д.). В кубачинских браслетах особенно ярко отражаются традиции скульптурного решения изделия. Широкие и массивные браслеты покрываются крупным узором типа "мархарай", но заключенный в светлый контур каждый элемент, в свою очередь, подвергается мелкой внутренней орнаментальной обработке. Среди серебряных браслетов преобладали витые браслеты в форме стилизованного зооморфного мотива. Удивительной оригинальностью отличаются браслеты с разноцветной эмалью и филигранью. Умелое сочетание различных цветов, использование красных, желтых стекловидных и каменных вставок придавали им особую оригинальность.

Особое место в украшении женской одежды занимали массивные пояса и нагрудные украшения. Являясь неотъемлемым атрибутом женского свадебного наряда, эти изделия отличались своей высокой художественностью, разнообразием форм и моделей.

Для украшения мужского костюма мастера также изготовляли пояса и газыри, которые украшались не только чернью и глубокой гравировкой, но и позолотой, золотой и серебряной насечкой.
Уникальные произведения кубачинского ювелирного искусства, слава которых давно шагнула за пределы своего аула, сегодня являются гордостью многих музеев нашей республики и всего мира.
 

Гоцатль - один из традиционных центров художественной обработки металла, где мастера изготовляют ювелирные изделия из серебра, меди и мельхиора. В процессе труда гоцатлинские мастера, как и кубачинские, выполняют различные операции: плавку, ковку, слесарное дело, гравировку, чернение, шлифовку и полировку. Отличается работа гоцатлинских мастеров своим орнаментом. В аварском орнаменте мастера в основном придерживаются исполнения нескольких мотивов, например, "жураб-накъиш", который представляет собой набор декоративных цветов, листьев, расположенных в строгой последовательности по поверхности изделия. Также часто мастера пользуются и другими мотивами орнамента, такими как "кахаб-накъиш" и "череб-накъиш". Для декорирования женских украшений мастера используют симметричный узор "дамган".


← Назад к списку новостей